Социальная ответственность предпринимательства в регионе как фактор социальной политики
Аннотация
В статье рассматривается социальная ответственность предпринимательства, дается определение и направления социальной политики, рассматриваются её объекты и субъекты. В кратком обзоре точек зрения выделяются четыре типа регионов по степени социального влияния бизнеса. Проводится мысль о том, что социальная ответственность предпринимательства является фактором региональной социальной политики и дается перечень позиций социальной ответственности бизнеса, а также девять мотивов стимулирования бизнеса к социальной деятельности в регионе.
Ключевые слова: социальная ответственность, бизнес, предпринимательство, регион.Ключевые слова:
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Россия представляет собой формально социальное государство. Это закреплено Конституцией нашей страны. Но в реальности у нас все ещё протекает лишь переход к данному типу государства- постоянное реформирование социальной сферы, ее неустойчивость. Нарастание различного вида социальных проблем, сопровождающих данный процесс трансформации, привело к необходимости общественного, политического и научного осмысления границ, механизмов и эффективности социальной политики. Стало появляться множество исследований социальной сферы государства, сама власть, в свою очередь, выдвинула тезис о приоритетности социальной политики и достойного уровня жизни гражданина в России
Тема социальной ответственности бизнеса остро стоит на повестке дня во всем мире, но особенную актуальность она имеет в России.
Дадим краткое определение социальной политики и ее основных направлений в регионе. Итак, социальная политика - это комплекс мероприятий, направленных на достижение социальных целей в регионе, с учетом лаговых эффектов и ресурсных ограничений. Поясним блоки данной дефиниции. Комплекс мероприятий- суть набор предполагаемых действий социального плана решающих ряд социальных проблем типа политики занятости, политики доходов, социальной защиты, социальных выплат, благотворительности и т.д. обычно мероприятия фиксируются в соответствующих нормативных актах, концепциях, федеральных и региональных законах, постановления правительства страны и регионов. Цели выдвигает власть по иерархии от федерации-региона-муниципалитета. В реализации целей участвуют все ветви власти- от законодательной к исполнительной (реальная решающая фаза организации, и сложения и мониторингасоциальной политики) и судебной (защита прав населения, выработки аналогов и прецедентов, регулирование конфликта интересов, наказание субъектов социальной политики в случае их девиантного поведения).
Что касается лаговых эффектов то таковыми, как известно, можно назвать период времени от начала действия до его результата, где эффект наступает не немедленно, а в кратко-средне или долгосрочном периоде (например, лаговый эффект материального капитала, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, ипотечной политики и т.п.)
И, наконец, последний блок дефиниции- ресурсные ограничения- понятен сам по себе. Стоит лишь добавить, что обычно в системе социальной политики к ресурсамотносятся финансовые (бюджетные) сделки, направляемые соответствующим реципиентами, но этим на самом деле ограничиваться не следует, так как существенную роль играют не только «потоки» но и « запасы»- наличие кадрового чиновничества, так и социальных работников), традиции социальной политики, ментальность субъектно-объектных акторов ее осуществления.
Объектами социальной политики выступает многомилионная армия «бюджетников, а субъектом - власть всех уровней. Однако существенной стороной социальной политики выступает предпринимательство (в широком смысле как некий класс или социальный слой).
Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы - социальной ответственности предпринимательства. Как пишет крупный специалист в этой области о роли крупного бизнеса в социальной политики региона, Н.В. Зубаревич.
В статье «Социальное партнерство в регионах: как учитывать интересы крупного бизнеса?» существуют вопросы о процессах формирования и проникновения крупного бизнеса в регионы России, о проблеме соответствия интересов крупного бизнеса и власти, проводящей социальную политику в регионах, о проблеме возможности использовать интересы, бизнеса на благо населения. Автор предлагает свой подход к социальной ответственности бизнеса - через стратегическое взаимодействие, основанное на общих интересах. Интересы бизнеса должны быть равнозначными с интересами власти.[1]
Автор выделяет 4 типа регионов по степени влияния крупных бизнес - групп и компаний: Тип 1. Базовые регионы производства (добычи и первичной переработки экспортных ресурсов) - около 20% от общего числа субъектов РФ. Тип 2. Зоны экспансии - перспективные - 40% субъектов РФ. Тип 3. Полупериферийные - не обладающие ресурсами, выгодным географическим положением или емким рынком сбыта. Тип 4. Периферийные - слаборазвитые регионы.
Автор придерживается мнения, что интересы бизнеса в регионах крайне дифференцированы: в базовых регионах - активное участие в социальной политике, в регионах экспансии - менее активное, в полупериферийных и периферийных регионах-минимальное. Из этого следует очень разная степень готовности участвовать в реализации социальной политики.
Классификация регионов в авторской редакции (по Зубаревич) более общепринято могла бы наложиться на регионе-доноры, регионы-реципиента в их числе кризисные регионы.
Для базовых регионов крупных компаний спектр социальной политики может быть наиболее широким и по направлениям, и по пространственному охвату (весь регион).
Координирующая роль остается за региональными властями, но при выборе форм социальной политики наиболее важной представляется ориентация бизнеса на развитие человеческого капитала, а не на социальную защиту, которую в силах организовать сами региональные власти.
В полупериферийных регионах региональные власти должны начать с усилий по привлечению и закреплению бизнеса, чтобы затем получить локальные (точечные) социальные инвестиции в тех городах и районах, где он будет развиваться.
В периферийных регионах. Проблемы этих регионов могут быть решены только в рамках крупных государственных программ и при жестком контроле расходования средств. Единственная приемлемая форма участия крупного бизнеса в развитии периферийных регионов - реализация репутационных, имиджевых проектов социального характера.
Для регионов разного типа «коридор возможностей» взаимодействия бизнеса и власти будет существенно различаться, и это необходимо принимать во внимание при разработке социальной политики. Второй основной вывод — крупный бизнес не может и не должен быть ведущим актором в подъеме слаборазвитых регионов, это функция государства.
Следует отметить, что в России финансирование социальной политики, в том числе региональной, обеспечивается в основном государством (Пенсионный фонд, Фонд социальной защиты, фонд обязательного медицинского страхования- с их региональными подразделениями).
Современная система социальной защиты населения призвана выступать, инструментом управления социальными рисками. Чем выше неустойчивость экономического развития, чем глубже социальная напряженность, тем выше вероятность попадания в группу социального риска. Понимание социального риска как закономерного и объективного массового социального явления, затрагивающего определенные, весьма значительные социально-демографические и профессиональные группы и слои населения, а вместе с тем, требующего признания необходимости комплексного подхода к его управлению нашло отражение в ряде работ. [2]
В 90-е годы были предприняты попытки создания альтернативной системе социальной поддержки населения системы социального страхования граждан, в соответствии с которой социальные риски должны были распределяться между работниками (гражданами), работодателями, государством. [3] Каждый вид социального риска имеет свою природу, частоту наступления, продолжительность, и поэтому по особенному проявляется для различных категорий трудящихся. Также к параметрам классификации социальных риском можно отнести уровень материальной обеспеченности вследствие утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд, социальные гарантии в случае наступления рисковой ситуации и др. Все это предполагает и дифференцированный выбор форм и инструментов системы социальной защиты, определяет важность и необходимость развития системы социального страхования.
Важно отметить и бюрократическую чехарду. Так, с 2000-х гг. реализацию государственных мер в области социальной политики осуществляло Министерство социальной защиты, затем Министерство труда и социального развития, а 2003 г.- Минздравсоцразвитие, в котором существует департамент социального партнёрства и охраны труда.
Обратимся к формам социальной ответственности со стороны предпринимательства. Определение социальной ответственности бизнеса дающие в литературе можно свести к следующему.
- 1)Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.
Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.
Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:
- Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
- Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью»
- Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.
К социальной ответственности бизнеса можно отнести:
- .Безопасность труда
- Стабильность заработной платы
- Поддержание социально значимой заработной платы
- Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников
- Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации
- Оказание помощи работникам в критических ситуациях
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
- Спонсорство и корпоративная благотворительность
- Содействие охране окружающей среды
- Взаимодействие с местным сообществом и местной властью
- Готовность участвовать в кризисных ситуациях
- Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)
Для реализации этих позиций разрабатываются социальные программы:
- собственные программы компании;
- программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;
- программы партнерства с некоммерческими организациями;
- программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
- программы информационного сотрудничества со СМИ.
Мотивы социальной ответственности бизнеса состоят в следующем:
- Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
- Рост производительности труда в компании. [4]
- Улучшение имиджа компании, рост репутации.
- Реклама товара или услуги.
- Освещение деятельности компании в СМИ.
- Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.
- Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.
- Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
- Налоговые льготы.
Основные движущие силы, побуждающие бизнес к проведению социальной политики, можно разграничить по типам субъектов, от которых они исходят:
- давление власти;
- давление местного сообщества, на территории которого бизнес осуществляет свою предпринимательскую деятельность;
- внутренняя мотивация собственников и топ - менеджеров компаний.
Давление власти предстает как политические действия, направленные на привлечение бизнеса к поддержке текущей деятельности объектов социальной сферы, реализации социальных программ и проектов, инициируемых властью.
Давление со стороны местного сообщества предстает как ожидания поддержки бизнесом деятельности объектов социальной сферы, благоустройства города, материальной помощи ветеранам, пенсионерам, малоимущим.
Во взаимодействии власти и бизнеса при реализации социальной политики просматриваются три основные модели:
- административное принуждение;
- торг вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти;
- невмешательство власть не занимает активной позиции по отношению к внутренней и внешней социальной политике, проводимой бизнесом, а бизнес осуществляет ее независимо от власти. [5]
Основываясь на выводах ученых, приведенных выше, можно сказать, что российский бизнес, родившийся в конце 8о-х, пока не дозрел до решения социальных вопросов на уровне своих зарубежных европейских и северо-американских партнеров. Как считает академик РАН Николай Шмелёв, русский бизнес пока ещё жаден, социально слабо ориентирован, нацелен только на прибыль не ниже 150-200%, зарплата в 5-6 раз ниже, чем в Европе, а наценки на товары доходят до 80-100%, квадратный метр жилья стоит 5-6 тыс. долл. «Это положение бизнесменов безнадежно избаловано заоблачной прибылью» - считает академик. [6]
Поэтому давление (но не чиновничий рэкет, не «крыша») необходимо и должно включать также меры поощрения, для чего следует совершенствовать законодательство.
Основные выгоды от развития социальной ответственности для бизнеса и территорий могут быть следующие.
Виды социальной ответственности |
Возможные выгоды бизнесу |
Возможные выгоды территории |
Производство качественной продукции и услуг для потребителей |
Формируется более привлекательный образ предприятия, что непосредственно влияет на увеличение продаж и на позицию на рынке. |
Развитие потребительного рынка, повышение качества жизни в регионе за счет более высокого уровня удовлетворения потребностей его жителей. |
Создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала. |
Увеличение производительности труа, рост прибыли как отдельного предприятия. |
Рост прибыли целой отрасли. |
Соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др. |
Снижение издержек (за счет отсутствия штрафов, оптимизации налоговых отчислений, уменьшения текучести кадров) |
Повышение инвестиционной привлекательности и предпринимательской среды, расширение трудового потенциала |
Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества |
Формирование благоприятного имиджа компании, расширение сферы потенциальных потребителей. |
Привлечение частного сектора к решению социальных и экологических проблем. |
В заключение приведем некоторые данные. Так, общая система затрат на социальные проекты бизнеса составляют около 500 млн. долларов в год, а затраты государства и регионов примерно в 10 раз выше, что говорит о необходимости усиления социальной ориентации предпринимательства. [7]
Внутренняя социальная политика корпораций складывается следующим образом: [8]
Развитие персонала - около 43%;
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение - 14%;
Местное сообщество - около 9%;
Добросовестная деловая практика в отношении партнёров и потребителей - 8%;
Зарегистрированный показатель - 0,9%;
Здоровье работников - 14%;
Прочие - 11%.
Итак, развитие российских регионов в социально-экономическом аспекте может быть улучшено посредством повышения социальной ответственности предпринимательства.
Во-первых, развития социальной ответственности бизнеса как системного элемента стиля деловой активности, принимаемого бизнесом добровольно и оказывающего значимое влияние на процесс принятия стратегических решений по использованию ограниченных производственных ресурсов.
Во-вторых, повышения функциональной роли человеческого капитала в процессах формирования конкурентоспособности регионов в условиях глобальной конкуренции и перехода к экономике знаний.
В-третьих, усиления мотиваций для социальных инвестиций со стороны частных бизнес-структур, которые посредством развития человеческого капитала создают предпосылки для роста размеров получаемой прибыли в долгосрочном периоде.
Интеграция отмеченных процессов позволит активно использовать фактор социальной ответственности бизнеса в региональном развитии.
Литература:
-
1.SPERO (социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры)-Выпуск №1 (5), март 2011, с. 5-17.
2.Михеева Ю. Роль и функции социального страхования в организации новой модели защиты интересов населения // Экономист. 2003. №8. С.69.
3.Роик В. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал. 2004 №1.
4.Revolution. URL: allbest.ru/economy/00303161_0.html.
5.URL: ego.uapa.ru/issue/2011/01/01/.
6.Аргументы и факты, №1-2, 2009.
7.URL: www.panram.ru/ar_4331583/.
8.Ситковский Д.А. Социальная ответственность бизнеса и региональное развитие // Управление экономическими системами. URL: www.brss.ru