Некоторые аспекты развития адаптивной физической культуры в Финляндии
Аннотация
Дата поступления статьи: 15.06.2013Рассмотрен опыт Финляндии при формировании государственной политики в области создания системы развития адаптивной физической активности, системы многоуровневой подготовки кадров для работы со специальными группами населения, а также организации научных исследований в этой сфере деятельности.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, физическая активность, физическая культура, Финляндия.
В последние годы в России активно изучается опыт Финляндии в развитии инноваций, науки и образования [1 – 6] и др. В то же время, недостаточно внимания уделяется опыту Финляндии в сфере создания системы развития адаптивной физической активности и организации соответствующего мониторинга. Учитывая серьезное внимание к проблеме развития адаптивной физической культуры в России и за рубежом [7 – 9], в настоящей статье рассмотрен опыт Финляндии в этой сфере.
В специальные группы в Финляндии входит около 10 % населения Финляндии (примерно 500 тыс. чел.). В дополнение к инвалидам и лицам с различными хроническими заболеваниями этот процент расширяется при включении и некоторых пожилых людей, нуждающихся в услугах в сфере физической активности. В Финляндии с точки зрения физической тренировки выделяются три специальные группы инвалидов, имеющих ограничения движения по инвалидности, сенсорную инвалидность и интеллектуальную инвалидность ( умственную отсталость). Следующая группа – это хронически больные люди (сердечно-сосудистые заболевания, ревматизм, астма и респираторные заболевания, психические расстройства, эпилепсия, заболевания мышц и др. В группу пенсионеров входят пенсионеры по старости и пенсионеры по инвалидности.
Финские специалисты отмечают, что активизация физической активности для всех этих групп населения с помощью спортивных клубов ограничена, а специалисты, работающие с ними, должны иметь специальные знания и навыки.
В 1982 году Международный симпозиум ЮНЕСКО по видам спорта для инвалидов в качестве четырех центральных принципов работы для адаптированной физической активности определил: 1 – традиции реабилитации; 2 – традиции физического образования; 3 – традиции соревновательных видов спорта; 4 – традиции досуга. В Финляндии эти принципы реализуются через следующие меры: 1 – ввод физиотерапевтов в систему ухода в рамках развития реабилитационной физической активности; 2 – подготовка учителей физкультурного образования и развитие адаптивного физкультурного образования для качественного обучения учеников с ограниченными возможностями; 3 – увеличение финансирования спортивных организаций инвалидов; 4 – найм спортивных инструкторов для особых групп и введение физкультурных программ на муниципальном уровне.
Из числа работников, развивающих адаптивную деятельность в Финляндии, почти 100 работает на муниципальном уровне, около 100 – в учреждениях для инвалидов, 30 – в спортивных организациях для инвалидов, около 30 – в специальных школах, остальные в различных других организаций.
Адаптированные физические нагрузки охватывают реабилитационные упражнения, рекреационную деятельность и конкурентоспособность, а также спортивную деятельность мирового класса. По мнению финских специалистов, если общество осуществляет финансовую поддержку спорта и отдыха, то, как правило, часть этой помощи должна быть направлена на осуществление адаптированной физической активности.
Поддержка спорта для инвалидов направлена на получение ими равного статуса в физической культуре; развитие самомотивации через физическую активность; получение экономического эффекта (снижение потребности в дорогих учреждениях); решение проблем транспортировки инвалидов, обеспечения их поддерживающим оборудованием и др. В Финляндии 80-90 спортивных инструкторов для специальных групп, которые контролируют и организуют тренировки для инвалидов, хронически больных и пожилых граждан. Эта деятельность на муниципальном уровне дополняется спортивными организациями для инвалидов. В муниципалитетах функционирует около 3000 групп для адаптированной физической активности. Наибольшее количество групп существуют для пенсионеров, а затем лиц с нарушениями движения, умственно отсталых и сенсорных инвалидов, астматиков и детей-инвалидов. В качестве физических упражнений в большинстве случаев используется гимнастика, различные игры с мячом, или водные виды спорта и плавание. В дополнение к фактическому обучению, работа инструкторов включает в себя предоставление информации, обучение, планирование деятельности со школами, органами социального обеспечения и здравоохранения и финансовое планирование.
Из примерно 600000 детей, посещающих финские школы, около 50 000 по-разному ограничены или хронически больны. Наиболее распространенными видами инвалидности и болезнями являются астма, минимальная мозговая дисфункция, умственная отсталость, детский церебральный паралич, сахарный диабет и инвалидность чувств и конечностей. Функционируют специальные школы для инвалидов. Большинство учащихся с ограниченными возможностями посещают обычные школы.
Ранее некоторые ученики-инвалиды были освобождены от физкультуры. В настоящее время от такого подхода почти полностью отказались, так как администраторы поняли, что упражнения необходимы для таких учеников.
В течение долгого времени, одной из самых больших проблем в адаптированной физической активности был отказ в разработке доступных для инвалидов спортивных и развлекательных центров (узкие двери, отсутствие подъемников). С 1979 года законодательство о строительных нормах потребовало, чтобы общественные здания быть свободными от препятствий к движению. Для проектировщиков потребовалось некоторое время, чтобы научиться брать во внимание потребности инвалидов в движении.
В 1987 году Министерство образования Финляндии опубликовало перевод книги Совета по Европейской хартии по спорту на благо всех инвалидов, которое предусматривает улучшение доступа инвалидов в спортивные и рекреационные объекты. Книга была распространена среди всех муниципалитетов Финляндии. Цель состояла в том, чтобы сделать как можно больше мест спорта и отдыха доступными для инвалидов. Это требует, в частности, адекватно широкие двери, подъемники, в дополнение к лестницам, туалеты для пользователей с ограниченными возможностями, достаточные пандусы, адекватно читаемые знаки, правильно подобранные строительные материалы.
В Финляндии бассейны важны для упражнений инвалидов, поэтому особое внимание было направлено на реконструкцию плавательных залов. Отдельные пешеходные тропы были подготовлены для использования инвалидами.
В Финляндии ведутся дополнительные учебные курсы для преподавателей, работающих в сфере адаптивного физического воспитания, от двух до пяти дней. В программе обучения физкультурного образования учителей в университете Ювяскюля каждый студент завершает базовый курс адаптированной физической культуры. Дополнительное обучение учителей физкультуры происходит в Ювяскюля; спортивных инструкторов – в спортивных институтах; физиотерапевтов – в медицинских училищах; учителей специального образования– в университетах. Некоторые от 20 до 30 краткосрочных курсов проводятся каждый год в области адаптивной физической деятельности. Каждый курс длится от двух до пяти дней. Есть и курсы продолжительностью от 4-9 месяцев. Спортивные организации инвалидов могут участвовать в планировании курсов и отправлять собственных представителей для участия в них.
Спортивные инструкторы для специальных групп проходят через свои собственные ежегодные курсы. Инструкторы, работающие в психиатрических больницах, поддерживают собственные связи в сети, как спортивные инструкторы для умственно отсталых лиц. Каталоги дополнительных учебных курсов публикуются ежегодно в журнале «Liikunta jatiede» («Спорт и наука)» [10].
Особую роль в реализации рассматриваемых задач в Финляндии имеют научные исследования и образование в сфере спорта и физического воспитания. В последние годы было предусмотрено около 15 разных исследовательских проектов по адаптированной физической активности. Наиболее важные направления исследований: - физические нагрузки для пожилых людей, профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний с помощью упражнений, использование физических упражнений в профилактике и лечении диабета, совершенствование физического воспитания и других школьных спортивных мероприятий для детей-инвалидов. Точки исследовательского внимания, включают: 1 – физические нагрузки для лиц с тяжелыми формами инвалидности; 2 – физическое образование детей-инвалидов; 3 – физическая активность для улучшения психического здоровья: 4 – улучшение социального положения особых групп.
Учитывая все это Министерство образования Финляндии ежегодно финансирует научно-исследовательские проекты, наиболее важные их направления: физические нагрузки для пожилых людей, влияние упражнений на профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, использование физических упражнений для профилактики и лечения сахарного диабета, улучшение физического воспитания и различные школьные спортивные мероприятия для детей-инвалидов [11].
Рассмотренный опыт Финляндии может быть учтен в России для повышения результативности государственной политики в области создания системы развития адаптивной физической активности, системы многоуровневой подготовки кадров для работы со специальными группами населения, а также организации научных исследований в этой сфере деятельности.
Список литературы:
- Бальчюнене, Н.И. К вопросу разработки профессиональных русско-финских (финско-русских) словарей [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2014. № 1. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2257 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Бальчюнене, Н.И. Русский язык в Финляндии: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2014. № 1. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2233(доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Воронин, А.В., Шегельман, И.Р. Зарубежный опыт интеграции университетов [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013. – № 2. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1642 (доступ свободный). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Рудаков, М.Н., Шегельман, И.Р. Природные ресурсы Арктики и экономические интересы Финляндии [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2014. № 1. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2410 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Шегельман, И.Р., Гладков, С.С. Трансформация делового климата в Финляндии при вступлении в ВТО: мнение финских специалистов [Текст] // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – № 8(26). – C. 165-167.
- Шегельман, И.Р., Воронин, А.В. Финский опыт управления наукой и инновациями [Текст] // Глобальный научный потенциал. – 2013. – № 6(27). – С. 78-80.
- Балашова, В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре [Текст]: Монография / В.Ф. Балашова. – М.: Физическая культура, 2008. – 150 с.
- Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт [Текст]: Монография / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. – М.: Советский спорт, 2010. – 316с.
- Прокопьева, А.Н. Педагогические условия становления специалиста по адаптивной физкультуре [Текст] // Наука и современность. – 2011. – № 13-2. – С. 51-55.
- Koivumaki K. Foundations of adapted physical activity in Finland. Url: http://www.kuleuven.be/thenapa/pdfs/FOUNDATIONS_OF_ADAPTED_PHYSICAL.pdf.
- Research on Adapted Physical Activity. Url: http://www.sportscience.fi/Sport%20Science%20in%20Finland/research-adapted-physical-activity.