Модели инсорсинга уникального научного оборудования на базе профессиональных социальных сетей
Аннотация
Анализируется актуальная задача организации системы такого целевого взаимодействия исследователей, инженеров, технологов и других специалистов, которое бы позволило сделать имеющееся в центрах коллективного пользования уникальное оборудование доступным для широкого круга пользователей и тем самым уменьшить проблему дефицита высокотехнологичных научных и производственных ресурсов. Показано, что все более привлекательной становится новая модель, в которой научные и технологические центры, оснащенные уникальным оборудованием и вооруженные современной методологией, являются поставщиками ресурсов и исследовательских и технологических сервисов для сообщества внешних пользователей.
Ключевые слова: инсорсинг, научное оборудование, социальная сеть.05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Анализируется актуальная задача организации системы такого целевого взаимодействия исследователей, инженеров, технологов и других специалистов, которое бы позволило сделать имеющееся в центрах коллективного пользования уникальное оборудование доступным для широкого круга пользователей и тем самым уменьшить проблему дефицита высокотехнологичных научных и производственных ресурсов. Показано, что все более привлекательной становится новая модель, в которой научные и технологические центры, оснащенные уникальным оборудованием и вооруженные современной методологией, являются поставщиками ресурсов и исследовательских и технологических сервисов для сообщества внешних пользователей. В этой модели сервисные научные или технологические компоненты предоставляются по мере востребованности вместе с необходимыми ресурсами и имеют возможность развиваться, сохраняя актуальность и повышая качество услуг. Общее название этой модели – инсорсинг.
Отмечено, что наиболее подходящим инструментом решения поставленных задач социализации и коммуникации представителей научного сообщества являются средства социальных интернет-сетей, позволяющие пользователям активно взаимодействовать друг с другом. В общем виде, социальной сетью называется социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними. На сегодняшний день наблюдаются определенные тенденции развития социальных сетей в Интернете. Социальная сеть сообщества пользователей может быть представлена кортежем вида
S=<Z, P, A, R, I, T>,
где: Z – множество (структура) целей, Р – множество задач, которые позволяет решать портал Сетевого сообщества пользователей, A – множество агентов, представленных персональными аккаунтами, R – множество отношений между агентами, I – множество информационных потоков, T – множество временных интервалов реализации процедур инсорсинга.