Консалтинговые услуги как один из основных видов деловых услуг
Аннотация
Работа посвящена исследованию консалтинговых услуг. Актуальность исследования очевидна, так как в современной рыночной экономике консалтинговые услуги давно являются важнейшим элементом ее функционирования. Ни одно экономическое решение в развитых странах не обходится без использования консультантов.
Ключевые слова: Консалтинговые услуги, деловые услуги, консультанты.08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Консалтинговые услуги являются один из основных и динамично развивающиеся вид деловых услуг. Исследованиям тенденций развития, сущности и видов консалтинговых услуг посвящены работы таких авторов, как Киреев А. П., Горемыкина Т.К., Осипенкова О.Ю., Ансофф И., Гумеров Ш. А., Здравомыслов А. Г., Лефевр В. А., Мильнер Б. З., Шохов А. С.,Трофимова О. К., Скрипкин К. Г., Автухова Е. Э.. и т.д.
Консалтинг (англ. consulting — консультирование)– это процесс оказания консультационных услуг. Консалтинг – деятельность специальных организаций по оказанию консультационных услуг другим организациям или частным лицам. Цель консалтинга - помочь менеджменту в достижении заявленных целей[1].
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту [1] в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Классификация видов консалтинговых услуг приведена ниже.
1. Общее управление.
2. Администрирование.
3. Финансовое управление.
4. Управление кадрами.
5. Маркетинг.
6. Производство.
7. Информационная технология.
8.Специализированные услуги.
Системность характеристик, даваемых каждому новому виду консалтинга, позволяет сравнить его возможности и оценить его эффективность по отношению к другим. Оценивая соотношение видов консалтинга в хозяйственной практике, можно наблюдать тенденции этих наблюдений в динамике, что позволяет вносить соответствующие коррективы в развитие консалтинговой деятельности.
Как и любой другой вид деловых услуг, консалтинговые услуги имеют свой жизненный цикл. Существует много разделений консалтингового процесса на этапы ([2] [3] и др.). Любой консалтинговый проект включает в себя следующие основные этапы:
- диагностика (выявление проблем);
- разработка решений;
- внедрение решений.
Посадский А.П. отмечает[4], что консалтинговый процесс, помимо проектной стадии, включает в себя предпроектную и послепроектную стадии.
Первичным шагом предпроектной стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить при помощи консультантов. Это признание является результатом двустороннего процесса: с одной стороны - осознание клиентом наличия проблемы как таковой, с другой - формирование у менеджера желания поручить разработку решения проблемы консультантам. Обычно клиент на конкурсной основе выбирает из нескольких предложений то, которое больше всего подходит ему с точки зрения качества и цены, после чего заключает контракт с выбранным им консультантом.
Послепроектная стадия заключается в анализе происшедших в клиентной организации изменений, решении вопросов, связанных с возможным расширением проекта в связи с новыми проблемами - либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах. На сегодня на российском рынке появляются всё больше консалтинговых компании и специалистов-консультантов. Консалтинг как вид бизнеса становится все более привлекательным.
Список использованных источников
- 1.Монахова Е. Управленческое консультирование конца ХХ века. // www.pcweek.ru/kis
2.Трофимова О. К. Цель, задачи и этапы консультирования [Электронный ресурс] http://www.cfin.ru/consulting/mkintro-03.shtml (дата обращения 28.03.2011)
3.Ресурс Internet: веб-страница корпорации Карана. Url: www.carana.ru. (дата обращения 09.02.2011)
4.Посадский А.П. Основы консалтинга. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 240 c.