Определение нагрузочного режима, действующего на автобус при его опрокидывании
Аннотация
Дата поступления статьи: 19.08.2015Регламент Правил ЕЭК ООН №66 (ГОСТ Р 41.66-00) позволяет при сертификации применять компьютерное моделирование для определения прочности и пассивной безопасности автобусов в условиях опрокидывания. Наиболее распространенным методом компьютерного моделирования в настоящее время является метод конечных элементов (МКЭ). Моделирование контактного взаимодействия с помощью МКЭ имеет ряд допущений, которые приводятся в статье. Так как в процессе опрокидывания автобус контактирует с поворотной платформой, допущения в моделировании данного контактного взаимодействия могут привести к ошибке в определении нагрузочного режима и, как следствие, к получению недостоверных значений деформаций кузова. Поэтому авторами была разработана математическая модель движения автобуса до удара с поверхностью кювета. Для подтверждения достоверности представленных систем дифференциальных уравнений, в статье приводится сравнение результатов математического моделирования, моделирования МКЭ и эксперимента на примере отдельной секции автобуса.
Ключевые слова: математическая модель, метод конечных элементов, пассивная безопасность, кузов автобуса, деформации, опрокидывание автобуса, Правила ЕЭК ООН №66, плоское движение, эксперимент, нагрузочный режим