Проектирование школы искусств в п. Александровка, г. Ростова-на-Дону
Аннотация
Дата поступления статьи: 05.12.2013В статье рассматриваются проблемы реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных образовательных программ. Дополнительное образование ставит задачу корректировки учебных профессиональных планов и программ, развития учебного процесса. Целью любой школы, в том числе школы искусств, является - предоставить возможность многогранного развития способностей каждого учащегося, выработка готовности и потребности к самообразованию, а для этого необходимо создавать условия для такой образовательной среды, которая позволит полную самореализацию каждого ребенка независимо от возможностей семьи и степени одаренности.
Ключевые слова: проектирование, строитеотство, объемно-планировочные решения, отделка, интерьер
В соответствии с последними направлениями законопроекта «Об образовании в РФ» предполагается реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных образовательных программ [1-3]. Что подразумевается под этим статусом и в каком направлении развиваться детским школам искусств в связи с планируемыми изменениями? Эти вопросы встают перед архитекторами, как перед непосредственными участниками реализации данной стратегии.
Школы искусств, первично подразумевали направление досугового содержания – это музыкальное, художественное, хореографическое и другие, не являлись образовательными учреждениями, а скорее осуществляли предпрофессиональную подготовку. В 1992 году, с принятием Закона об образовании, школам искусств присвоили статус учреждения дополнительного внешкольного образования для детей и подростков [4].
В школах искусств работают профессионально подготовленные кадры, сформировались методические и технические ресурсы, созданы условия для вовлечения и подготовки ребенка к освоению первичных профессиональных навыков, необходимых для сознательного определения в профессиональной ориентации.
Реализация дополнительного образования ставит задачу корректировки учебных профессиональных планов и программ, развития учебного процесса [5]. Следовательно, перед проектировщиками возникает необходимость переосмысления материального составляющего данного процесса, нового взгляда на принятие объемно-планировочных решений подобных учреждений. Грамотное освоение пространства должно максимально создавать комфортное пребывание всем возрастным категориям учащихся и преподавателям, способствовать возможности раскрытия творческого потенциала, направленного на сохранение уникальной системы творческого образования, которая является гордостью российской культуры.
В 2011 году, перед группой архитекторов была поставлена задача корректировки ранее выпущенного проекта детской школы искусств в соответствии с актуальными требованиями нормативной документации. Данный проект был реализован и здание успешно эксплуатируется, реализуя программу обычной детской музыкальной школы.
Приступая к поставленной государственным контрактом задаче, архитекторы пытались проанализировать изменившуюся за последние годы экономическую и социальную ситуацию в конкретном районе города, где планируется строительство новой школы искусств [6]. В условиях существующей общей экономической нестабильности школьник, позже подросток, находится в неопределенной, непонятной для себя ситуации, а следовательно, не может принять последовательно продуманное направление в профессиональной ориентации. В данном случае перспективным направлением становится доступное дополнительное внешкольное образование с учетом пересмотра и обновления программ по дисциплинам дополнительного обучения.
Возможно, поиск новых форм обучения – это всего лишь взгляд в прошлое, в традиционное дореволюционное воспитание в гимназиях и лицеях России, где в рамках традиционного образования подключалось дополнительное, происходило обучение для общего развития [7-8].
Расширенное изучение предметов, достаточное для любой профессиональной деятельности в области культуры и искусства, влияло на формирование личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, развивалась личность, адаптированная к жизни в современных динамичных условиях. В сознании обучающихся знания из разных областей искусств складывались в единую картину мира [9]. По мнению проектировщиков, целью любой школы, в том числе школы искусств, является предоставить возможность многогранного развития способностей каждого учащегося, выработка готовности и потребности к самообразованию, саморазвитию и самореализации.
С другой стороны, школа искусств может стать одним из факторов укрепления семьи. Увлечение ребенка требует поддержки членов семьи, через общую заинтересованность формируются и развиваются отношения, создается менталитет ребенка. Школа предоставляет возможность ребенку привить художественный и эстетический вкус, что неизбежно взращивает молодое поколение в творчески мыслящих людей. Взаимоотношения в семье, поддержанные событиями в связи с дополнительным образованием ребенка, создают особые условия для комфортного проживания ребенка в семье. Школы искусств должны нести культурообразующую функцию, восполняя недостатки и упущения в семье и общеобразовательной школе.
Возвращаясь к цели проектирования любой школы искусств, хочется подчеркнуть, что всем, в том числе и архитекторам, необходимо создать условия для такой образовательной среды, которая позволит полную самореализацию каждого ребенка независимо от возможностей семьи и степени одаренности ребенка. Внося изменения в готовый проект школы искусств, переосмысляя ранее принятые объемно-планировочные решения, не имея возможности увеличения объемов здания, архитекторы пытались максимально приблизиться к решению уникальной задачи – созданию среды для формирования личности. Прежде всего, были рассмотрены планировки с целью принятия более компактных планировочных решений с учетом эргономики пространства. Были предложены дополнительные помещения для класса хореографии, а в раздевальных появились душевые и туалеты. Вертикальное зонирование музыкальных классов, выявило дополнительные площади, а это позволило разнообразить количество направлений в музыкальном образовании, добавить классы вокала, народных инструментов, предложить небольшое помещение для репетиций вокальных групп.
Освоение и приспособление пространства эксплуатируемой кровли добавило, прежде всего, возможности для занятий в художественной школе.
Немаловажно наличие в школе искусств актового зала. Проектировщики старались приблизиться к классическому залу, учитывая возрастную категорию, предусмотрели многоступенчатый пол с более комфортным размещением зрительских мест. Приподнятый планшет сцены создает прекрасную видовую возможность с любого места в зале. В непосредственной близости к сцене разместились помещения хранения инструментов, бутафории. Вестибюль школы имел глубинное по отношению к фасаду решение, и нуждался в естественном освещении. Для решения этой задачи проектировщики предложили освещение фонарями, устроенными на кровле. В целях улучшения микроклимата под фонарным освещением разместилась настоящая клумба с озеленением.
Стоит отдельно сказать о внутренней отделке. В помещениях общего пользования были предложены современные декоративные материалы, имитирующие натуральные, на полу керамогранитная плитка «под дерево» и натуральные гомогенные износостойкие рулонные покрытия - линолеумы , панели и стены – сочетание декоративных антивандальных штукатурок и коллекционной керамогранитной плитки. Изящные карнизы в классическом стиле и ненавязчивая подсветка дополнительно придали камерность и уют интерьерам. Возникающие вопросы звукоизоляции отдельных помещений решены, благодаря применению новых стеновых материалов с великолепной звукоизоляцией местного производства. Отделка классов принята ненавязчивых пастельных тонов. Все примененные материалы подразумевают возможность многократного мытья, перекрашивания, что в конечном результате принесет хороший экономический эффект.
Были заменены материалы наружных стеновых конструкций с учетом повышения их теплоэффективности и эстетических требований [10]. В качестве основного материала использован белый облицовочный кирпич с цветной расшивкой швов. Сочетание кирпича с декоративной штукатуркой и лепным декором – проверенная классическая формула комфорта, дает ощущение сомасштабности. Главный вход организует пространственная балюстрада из шести колонн. Колонны завершаются декоративным элементом – карнизом. Фасады, решенные в классическом стиле, работают совместно с интерьером здания, создавая единую гармонию, теплоту и уют дома-школы в который хочется возвращаться вновь и вновь.
Творческая группа архитекторов-проектировщиков рассчитывает на полную реализацию своих замыслов в проекте, качественное исполнение общестроительных работ, долгую и плодотворную жизнь в стенах школы искусств.
Литература:
- СНиП, СП 118.13330.2012, «Общественные здания и сооружения» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200092705 доступ свободный.
- СанПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://forms-docs.ru/doc/sanpin-2441251-03 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- СНиП РК 3.02-20-2004 «Культурно-зрелищные учреждения» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://niisp.ucoz.ru/load/snip_rk/snip_rk_3_02_20_2004_kulturno_zrelishhnye_ucherezhdenija/3-1-0-86 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Граничин О.Н. Опыт деятельности корпоративных университетских лабораторий по подготовке ИТ-специалистов [Электронный ресурс] / О.Н. Граничин В.И. Князев, С.А. Немнюгин // ИТ-образование, 2009, Режим доступа - www.it-education.ru// reports/Granichin_Kiyaev_Nemnugin.htm
- Сухомлин В.А.. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации [Текст] / В.А. Сухомлин. – М.: Горячая линия – Телеком, 2005. –175 с.
- IEEE/ACM Joint Task Force on Computing Curricula. Computer Engineering 2004. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Computer Engineering. IEEE Computer Society Press and ACM Press, 2004
- The Overview Report covering undergraduate degree programs in Computer Engineering, Computer Science, Information Systems, Information Technology, Software Engineering//2005, Режим доступа - www.acm.org/education/curricula.html
- Баблоян Н.В. Моделирование адаптационных стратегий социального интеллекта российской студенческой молодежи [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012/9. Режим доступа – http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/779/ доступ свободный.
- Моргун В.Н. Размышления об эффективности стеновых материалов [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона» 2008/4.Режим доступа – http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2008/97 доступ свободный.