ivdon3@bk.ru
Совместное управление асфальтоукладчиками и несколькими катками, позволяющее каждому катку уплотнять дорожный слой наиболее эффективно с оптимальными режимами для обеспечения требуемого качества уплотнения асфальтобетонных (АБ) смесей, является нерешенной задачей. Для решения этой задачи, на основе современных достижений научно-технического прогресса, предложена структура киберфизической дорожно-строительной системы с вариантом усовершенствования. Предложена структура системы контроля и управления уплотнением АБ смесей отрядом асфальтоукладчик – дорожные катки. Разработка киберфизической дорожно-строительной системы позволяет на основе цифровизации эффективно управлять несколькими дорожными машинами на строительных площадках инфраструктурных проектов автомобильного транспорта.
Ключевые слова: уплотнение асфальтобетонных смесей, контроль качества в режиме реального времени, дорожные машины, кибер-физическая система, система управления
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.23.08 - Технология и организация строительства
В статье представлены тенденции развития сборно-монолитных каркасных систем (СМКС) в странах Восточной Азии, преимущественно Китае и Японии. Представленные СМКС обладают особенностями, отличными от технологий, применяемых в европейских странах и США, которые продиктованы рядом факторов: географическими особенностями, высокой плотностью населения и неравномерностью его распределения на территории, необходимостью постоянного ускорения темпов строительства. По результатам анализа открытых источников информации были выделены 4 системы формирования несущего остова, активно применяемые крупными строительными компаниями. В представленных системах совмещаются конструктивно-технологические решения модульного, гибридного и сборно-монолитного строительства. Подробно рассмотрены узлы соединения несущих конструкций, использование которых позволяет возводить здания с высоким классом сейсмостойкости при значительной этажности. В заключении обобщены основные особенности СМКС стран Азии, которые не имеют аналогов среди других известных систем. Полученные результаты могут послужить основой дальнейшего более масштабного и эффективного развития отечественного сборно-монолитного домостроения.
Ключевые слова: гражданское строительство, сборно-монолитное домостроение, модульный, гибридный, конструктивные параметры, несущие конструкции, анализ, сравнение, преимущества, недостатки
05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки) , 05.23.08 - Технология и организация строительства
В статье рассмотрена возможность замены монолитного каркаса на сборно-монолитный каркас при строительстве жилого многоквартирного дома. Приведено многообразие конструктивных систем, возводимых в РФ жилых и общественных зданий. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны каждого из предложенных способов. Приведено экономическое обоснование замены монолитного каркаса на сборно-монолитный. На основании полученных результатов сделаны выводы об эффективности применения сборно-монолитных систем возведения зданий гражданского назначения.
Ключевые слова: строительство, технология строительства, монолитный каркас, сборно-монолитный каркас, сборные конструкции, срок строительства, стоимость строительства
В статье приводится обзор применяемых цифровых технологий с строительстве, проблемы их развития.
Ключевые слова: цифровые технологии, BIM-модель, 3D-печать зданий, строительное производство, смета, 3D-сканирование
05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки) , 05.23.08 - Технология и организация строительства
Статья посвящена технологиям надстройки существующих зданий с применением модульных конструкций, в том числе объемных блоков. Перечислены мировые лидеры по производству объемных модульных блоков. На основе анализа научных публикаций и патентных поисков рассмотрены этапы технологии производства работ. Отмечается, что реализация организационно-технологических мероприятий на более высоком современном уровне и улучшение показателей энергетической эффективности надстройки достигаются главным образом за счет использования модульных единиц, обладающих большими размерами, но при этом меньшим весом.
Ключевые слова: реконструкция, технология, энергоэффективность, надстройка, модульные конструкции, объемные блоки, организационно-технологические решения
Содержание данной статьи представляет собой логическое продолжение материала, изложенного в первой ее части, посвященной рассмотрению организационно-технологических решений по надстройке зданий модульными конструкциями при выполнении реконструкционных работ. Отмечена важность применения трансформирующихся (пакетированных) модулей, что позволяет повысить монтажную и транспортную технологичность производства работ. Подчеркнуто, что при проведении реконструкции в стесненных городских условиях наиболее эффективен подход, при котором осуществляется предварительная сборка объемных блок-модулей, благодаря чему расхождение между фактическими и нормативными сроками производства соответствующих работ сводится к минимуму, в том числе при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Ключевые слова: надстройка, организационно-технологические решения, трансформирующиеся объемные блоки, монтажная и транспортная технологичность
Проведен анализ реализации программы «100 Губернаторских инвестиционных проектов» Ростовской области в допандемийный, пандемийный и постпандемийный периоды. Представлены антикризисные мероприятия Правительства Российской Федерации в период пандемии короновируса и отмечена их роль в преодолении последствий пандемии в различных сегментах строительства Ростовской области.
Ключевые слова: губернаторские инвестиционные проекты, пандемия, антикризисные меры, строительство, капиталловложения, рабочие места
Данная статья посвящена вопросу применения геосинтетических материалов в дренажных конструкциях, которые могут быть использованы на площадках нефтегазовых месторождений. В связи с развитием строительства и строительных материалов в мире, возникает необходимость применения технологий и решений, направленных на оптимизацию и снижение расходов на строительные работы, эксплуатацию объекта. В статье представлены структурные схемы классификации геосинтетических материалов по различным параметрам. Рассмотрены вопросы применения геосинтетиков и их функций в строительстве, в частности в дренажных конструкциях площадок нефтегазовых месторождений. Произведен анализ нормативно-технической базы в рамках проведенного исследования, описаны рассматриваемые нормативные документы. Изучение данной темы позволяет определить требуемый для геосинтетика набор свойств и функций, а также установить методом технико-экономического сравнения наиболее эффективные дренажные конструкции с использованием геосинтетических материалов, которые могут быть использованы в условиях реального объекта.
Ключевые слова: геосинтетический материал, дренажная конструкция, водопонижение, грунтовая вода, нефтегазовое месторождение
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.08 - Технология и организация строительства
Приведены некоторые причины упрочнения основания и усиления фундаментов. Рассмотрены основные технологии устройства буроинъекционных свай, применяемые при реконструкции строительных систем. С целью выявления основных преимуществ использования буроинъекционных свай выполнен анализ существующих технологий на основе изучения отечественных и зарубежных патентов. Изложены основные принципы экономически целесообразного, технически и технологически обоснованного выбора технологии усиления фундаментов.
Ключевые слова: реконструкция, несущая способность, упрочнение, усиление, сваи, анкеры, патентный поиск, недостатки и преимущества
В настоящее время предполагаемая (предельная) стоимость строительства рассчитывается при помощи укрупненных нормативов цены строительства (НЦС). Так как объекты, на основе которых были сформированы сборники НЦС, рассчитывались базисно-индексным методом, НЦС не отражают реальной стоимости из-за дисбаланса между нормативами и реальными ценами. Для решения этой проблемы предлагается сформировать базу данных по реализованным проектам, которые были построены с применением технологий информационного моделирования, а сметная стоимость рассчитана ресурсным методом. По мере наполнения эта база данных может стать основным инструментом определения предполагаемой стоимости строительства или основой актуализации сборников НЦС.
Ключевые слова: укрупненный норматив цены строительства, базисно-индексный метод, ресурсный метод, технологии информационного моделирования, цифровая информационная модель, база данных
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.23.08 - Технология и организация строительства
В работе предложена и рассчитана схема двухступенчатой газотурбинной установки с использованием углекислого газа в качестве рабочего тела во второй ступени и с использованием подогрева контура CO2, а также подогрева воды, направляющейся на теплофикацию. В результате были рассчитаны: для турбины первой ступени: параметры продуктов сгорания топлива; параметры воздушного компрессора; параметры топливного компрессора; параметры камеры сгорания для реального цикла Брайтона; КПД турбины первой ступени; для второй ступени ГТУ: составлена принципиальная схема с использованием жидкого CO2 в качестве рабочего тела; проведено вычисление параметров CO2 в ключевых точках цикла Брайтона; вычислен КПД турбины второй ступени.
Ключевые слова: энергоэффективность, газотурбинная установка, углекислый газ, давление, степень повышения давления, камера сгорания, рекуператор
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.23.08 - Технология и организация строительства
Этап эксплуатации автомобильной дороги является одним из самых ответственных в ее жизненном цикле. Принимаемые на этом этапе решения оказывают прямое влияние на долговечность автомобильной дороги, безопасность и транспортные издержки ее пользователей. Оптимизация принимаемых решений является актуальной задачей, требующей всестороннего рассмотрения как технической, так и экономической составляющей. В рамках данной работы с использование алгоритмов искусственных нейронных сетей (ИНС), разработана математическая модель ИНС для определения интегрального уровня сохранности дорожной одежды, исходя из комплекса структурных и эксплуатационных факторов, включающих в себя модули упругости слоев дорожной одежды, продольную ровность, колейность, и наличие усталостных разрушений. На основе интегрального уровня сохранности дорожной одежды прогнозируется ее эксплуатационное состояние, назначается шкала для выбора управляющих воздействий позволяющих обеспечить ее требуемую долговечность.
Ключевые слова: искусственные нейронные сети, интегральный уровень сохранности, дефлектометр падающего веса, содержание автомобильной дороги, управление жизненным циклом автомобильных дорог
Исследования возможностей BIM-моделирования в области проектирования систем вентиляции показывают, что современный уровень развития BIM-технологий позволяет производить аэродинамический расчет. Примером программного обеспечения с такими возможностями является Autodesk Revit. В данной статье производится сравнительный анализ двух способов расчета: по стандартной методике и формуле Коулбрука, рассчитанной на ПО Revit. Погрешность расчетов составила 14,08%, что не превышает допустимое значение 15%. Таким образом, показана перспективность использования программы Revit для выполнения аэродинамического расчета.
Ключевые слова: BIM-моделирование, системы вентиляции, 3D-проектирование, Autodesk Revit, аэродинамический расчет, BIM-технологии, информационное моделирование
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.23.08 - Технология и организация строительства
Статья посвящена проблеме оценки безопасности зданий, пострадавших в результате природных и техногенных аварий и катастроф. В рамках работы представлены этапы осуществления оценки безопасности зданий, пострадавших в результате природных и техногенных аварий и катастроф; предложены мероприятия технического и организационного характера для повышения качества проведения оценки технического состояния и безопасности объектов капитального строительства; рассмотрены основные направления по решению проблемы своевременной организации процесса оценки технического состояния и безопасности зданий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ключевые слова: оценка безопасности зданий, стихийное бедствие, техногенная авария, техногенная катастрофа, восстановительные работы, чрезвычайные ситуации
Многочисленность факторов, определяющих качество монолитных железобетонных массивных фундаментов, предопределяет актуальность тщательной проработки совокупности вопросов, связанных с интенсивностью бетонирования, техническими возможностями производителя работ, температурно-влажностными условиями, особенностями технологических свойств бетонной смеси и кинетики твердения бетона. Для обеспечения монолитности конструкции обоснована целесообразность определения толщины укладываемого слоя не только длиной рабочей части вибратора, как предписывают нормы, но и показателями интенсивности бетонирования, определяемыми параметрами конструкции, температурно-влажностными условиями и возможностями производителя работ. Показано влияние на рациональное время перекрытия слоев температурно-влажностных условий среды и рецептурных особенностей бетонной смеси. Приведены результаты моделирования уровня растягивающих напряжений от таких рецептурно-технологических факторов, как класс и кинетика твердения бетона, температурные условия и условия теплообмена с окружающей средой на примере температурно-усадочного блока 20х20х2 м. Предложена зависимость определения интенсивности бетонирования в зависимости от рассмотренных факторов и дано обоснование значениям входящих в нее параметров. Приведено уравнение относительных влагопотерь по толщине конструкции в условиях сухой жаркой погоды при применении самоуплотняющихся бетонных смесей.
Ключевые слова: интенсивность бетонирования, качество массивных монолитных фундаментов, время перекрытия слоев, влагопотери, уровень растягивающих напряжений
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.08 - Технология и организация строительства
Открытый рынок труда способствовал появлению новых форм занятости работников благодаря признанию удаленной работы, как одной из форм организации производства и труда, в том числе в организации строительного производства. С масштабным проникновением цифровых технологий в бизнес-модели современных компаний, работодатели стали все чаще обращаться к внештатным сотрудникам. Этот переход был связан с развитием интернета, появлением онлайн-платформ и облачных хранилищ данных, которые соединяют заказчиков и исполнителей и позволяют работнику осуществлять трудовую деятельность независимо территориального расположения. Такие трансформации сформировали новую социально-экономическую модель, получившую название «гигономика». Сегодня гигономика развивается высокими темпами во всем мире, так как данная модель привлекательна как для рабочих, так и для работодателей.
Ключевые слова: гигономика, дистанционная работа, удаленная работа, организация строительного производства, цифровая трансформация, цифровизация, нестандартные формы занятости
В связи с развитием расчетных комплексов метода конечных элементов порой возникает проблема выбора методов и методик проведения численного эксперимента с обделками перегонных тоннелей метрополитенов. Целью данной статьи является рассмотрение возможности применения одномерных и двухмерных элементов при моделировании обделки тоннеля метрополитена и необходимости применения контактных элементов при моделировании обделки. Для выполнения поставленной задачи созданы две расчетные схемы с обделкой, смоделированной одномерными элементами и двумерными элементами, которые созданы на примере существующего перегонного тоннеля московского метрополитена.
Ключевые слова: метод конечных элементов, одномерные элементы, двумерные элементы, контактный элемент, контактные задачи, тоннель, метро, математическое моделирование, напряженно-деформированное состояние
Показана актуальность моделирования температурного режима и напряженно-деформированного состояния в ранний период возведения массивных монолитных железобетонных конструкций. Приведены некоторые данные о температурных и временных параметрах формирования температурных полей в конструкциях с модулем поверхности от менее 1,1 до 2,4 из бетонов классов от В25 до В70 как быстро, так и медленно твердеющих. Обоснованы по результатам обработки многочисленных данных количественные значения параметров кинетики тепловыделения для предложенной зависимости. Предложена упрощенная методика расчета температурных напряжений, основанная на предложенных и обоснованных зависимостях свойств бетона от его степени зрелости, которые подтверждены многочисленными экспериментальными данными, в т.ч. полученными другими исследователями. Проведено сравнение полученных расчетных значений напряжений при возведении температурно-усадочного блока 20х20х2 м из бетонов быстро и медленнотвердеющих классов В25 и В45 с некоторыми экспериментальными результатами и данными моделирования. Сделан вывод о нецелесообразности применения бетонов класса В45 в связи с высоким риском трещинообразования в период 1,5 – 3 сут. При применении бетонов класса В25 предпочтение следует отдать быстротвердеющему.
Ключевые слова: массивные монолитные конструкции, температурные напряжения, трещинообразование, степень зрелости бетона, кинетика
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.08 - Технология и организация строительства
В статье рассматривается вопрос информационного обеспечения строительства, а именно организация диспетчерской службы в рамках возведения магистральных трубопроводов. Данный аспект организации строительства был выбран в качества предмета исследования, исходя из проблемы увеличения оперативности в процессе контроля качества строительства магистральных трубопроводов. В статье описываются такие проблемы диспетчеризации, как минимальное распространение программного обеспечения для контроля строительства, координация функций диспетчера в рамках оного отдела, а также четко прописанной ответственности строителей за низкое качество предоставляемой информации. Автор предлагает внедрит делегирования полномочий диспетчерской службы на все подразделения предприятия в рамках их компетенций. В перспективе это должно обеспечить оперативное реагирование на негативные последствия складывающиеся в период строительства во всех аспектах, включая контроль качества.
Ключевые слова: диспетчерская служба; магистральный газопровод; информационные потоки, исполнительная документация; делегирование; автоматизация; информационное моделирование зданий
В качестве объекта исследования были выбраны CLT-панели (англ. Cross Laminated Timber) — это многослойный материал, выполненный из хвойных и твердолиственных пород дерева, имеющий в своем составе систему перекрестно-клееной древесины. В рамках работы, была проанализирована имеющаяся литература по данной тематике, произведен расчет и анализ полученных результатов. В статье предоставлены результаты расчета CLT-панели с рассмотрением возможности изотропного и ортотропного задания жесткости панели, с использованием модулей упругости вдоль и поперек волокон. Приведены результаты расчета в виде максимальных прогибов панели. Применения в расчете модуля упругости поперек волокон и учет ортотропной жесткости уточняет напряженно деформированное состояние панели перекрытия. На основании выполненных расчетов и проведенного анализа полученных результатов сделаны выводы.
Ключевые слова: CLT-панель, поперечный изгиб, модуль упругости, жесткость, напряжение, прогиб, ортотропия
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.08 - Технология и организация строительства
В связи с нарастанием темпов строительства и капитального ремонта автомобильных дорог, возникает необходимость внедрения более экономичных и эффективных технологий. Одной из таких технологий является стабилизация грунтов. В статье проанализированы различные методы и способы стабилизации пучинистых грунтов, а также возможные конструктивные решения по устройству слоя из модифицированного грунта. Кроме того, были приведены механизмы, с помощью которых осуществляется стабилизация, и случаи их применения. В ходе исследования рассмотрены основные типы стабилизирующих добавок, их особенности и принцип действия. По результатам обзора был сделан вывод, что технология стабилизации является одной из самых современных, эффективных и экономически выгодных и дает различные преимущества в сравнение с другими альтернативными методами усиления пучинистых грунтов. Также доказана актуальность данного метода для Кировской области.
Ключевые слова: автомобильная дорога, строительство, технология, стабилизация, грунты, добавки, ресайклер, вяжущие, грунтоцемент, пучинистость, усиление
05.23.08 - Технология и организация строительства , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Обоснована целесообразность применения моделирования при помощи метода конечных элементов для исследования влияния некоторых рецептурно-технологических факторов на результирующие температурные поля и температурные напряжения при возведении массивных фундаментных плит. Рассмотрена упрощенная методика определения температурных напряжений, основанная на сведении трехмерной задачи к одномерной на основе гипотезы плоских сечений. Предложена зависимость и обоснованы количественные значения параметров для расчета кинетики тепловыделения бетона в температурно-усадочном блоке. В результате реализации численного эксперимента по влиянию продолжительности перерывов между перекрытием слоев, температуры среды и бетонной смеси, класса и кинетики твердения бетона, параметров теплоотдачи получены зависимости уровня растягивающих напряжений от указанных факторов во времени. Показано, что при разработке технологических регламентов бетонирования определение технологических параметров (интенсивность укладки смеси, термическое сопротивление опалубки, устройство рабочих швов и др.) невозможно без учета кинетики твердения бетона, определяемой рецептурными особенностями бетонных смесей.
Ключевые слова: массивные монолитные конструкции, температурные поля и напряжения, рецептурно-технологические факторы, тепловыделение бетона, напряженно-деформированное состояние
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.08 - Технология и организация строительства
В процессе эксплуатации трубопроводу угрожают различные геологические опасности, особенно в регионах с вечной мерзлотой, где катастрофы, связанные с замораживанием-оттаиванием, оказывают значительное влияние на целостность и безопасность нефтегазопроводов. Поэтому, на этапе проектирования и строительства целесообразно проводить анализ различных методов прокладки трубопроводов, учитывающих топографические условия окружающей среды, а также влияние морозного пучения и оттаивания на грунт фундамента трубопровода. Анализ существующих конструктивных схем строительства трубопроводов, условий прохождения трассы проектируемого трубопровода, характеристик перекачиваемых углеводородов позволяет обосновать выбора метода строительства, способного обеспечить устойчивое положение нефтегазопровода как в период строительства, так и во время его эксплуатации.
Ключевые слова: углеводороды, анализ, трубопровод, методы строительства, надежность трубопроводной конструкции, многолетнемерзлый грунт, свайная опора
В статье рассматриваются различные механизмы самовосстановления бетона, используемого при строительстве зданий и сооружений, проектируемых для определенных условий эксплуатации и окружающей среды, что позволяет экономить ресурсы и время при обслуживании и ремонте объектов различного назначения.
Ключевые слова: бетон, разрушение, самовосстановление, полые волокна, микрокапсулирование, расширяющий агент, бактерии
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.08 - Технология и организация строительства
Рассматривается основные осообености и цели энергоэффективности в жилищном строительстве, чтобы обеспечить минимальное потери тепла зданий, и таким образом, уменьшить использование требуемого количества энергии для восполнения тепловых потерь. С вопросами все большого энергетического кризиса и ухудшения экологической ситуацией в крупных городах, в последнее время зарубежные страны придали значение рационального использования энергетических ресурсов.
Ключевые слова: энергоэффективность, теплопотерь, ограждающие конструкций, фасад, зарубежный опыт, навесные вентилируемые фасады, светопрозрачная фасадная система, зелёный фасад, динамический фасад
05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки) , 05.23.08 - Технология и организация строительства