ivdon3@bk.ru
В настоящей работе рассматриваются результаты моделирования системы «вибрационный валец - уплотняемый асфальтобетон». Дан анализ состояния качества уплотнения асфальтобетонной смеси методом непрерывного контроля уплотнения асфальтобетона, а также влияния поведения колеблющейся массы катка на вязкостные свойства асфальтобетона. Разработана математическая модель, позволяющая учитывать влияние изменяющихся в процессе уплотнения свойств асфальтобетона на характеристики колебаний вибрационного вальца. Получены спектр ускорений вибрационного вальца и график зависимости напряжения асфальтобетонной смеси в процессе уплотнения. Разработанная модель позволяет определять изменения свойств уплотняемого материала и характер колебаний вибровальца. Определено, что происходит смена режима работы вибрационного катка с постоянного контакта на режим частичного отрыва вибрационного вальца и далее переход в режим «двойного прыжка».
Ключевые слова: вибрационный валец, асфальтобетон, уплотнение материала, динамическая модель, характеристики колебаний, спектр ускорений
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В связи с нарастанием темпов строительства и капитального ремонта автомобильных дорог, возникает необходимость внедрения более экономичных и эффективных технологий. Одной из таких технологий является стабилизация грунтов. В статье проанализированы различные методы и способы стабилизации пучинистых грунтов, а также возможные конструктивные решения по устройству слоя из модифицированного грунта. Кроме того, были приведены механизмы, с помощью которых осуществляется стабилизация, и случаи их применения. В ходе исследования рассмотрены основные типы стабилизирующих добавок, их особенности и принцип действия. По результатам обзора был сделан вывод, что технология стабилизации является одной из самых современных, эффективных и экономически выгодных и дает различные преимущества в сравнение с другими альтернативными методами усиления пучинистых грунтов. Также доказана актуальность данного метода для Кировской области.
Ключевые слова: автомобильная дорога, строительство, технология, стабилизация, грунты, добавки, ресайклер, вяжущие, грунтоцемент, пучинистость, усиление
05.23.08 - Технология и организация строительства , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
По доступным литературным и фотографическим источникам проанализированы архитектурные, пространственные и планировочные методы реконструкций железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы и выделены основные из них. Сделан вывод о наиболее важных методах реконструкции с функционально-планировочной точки зрения, которые позволяют преобразовывать вокзалы в современные транспортно-пересадочные комплексы.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный комплекс (ТПК), транспортная система, транспортный комплекс, железнодорожная станция, железнодорожный вокзал, транспортный узел, железнодорожный узел, модернизация вокзала, реконструкция вокзала, методы реконструкции
05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки) , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Наиболее эффективным способом увеличения прочности и устойчивости свойств грунтов является применение армирующих материалов при устройстве земляного полотна, который представляет собой комбинацию грунта и армирующих элементов. В качестве армирующих элементов применяются различного рода материалы, но в последнее время наиболее востребованы стали синтетические материалы (геосинтетики). В настоящее время геосинтетики – быстроразвивающееся семейство материалов, используемых в геотехническом строительстве. Известно, что при выполнении работ по перехвату фильтрационных потоков со стороны притока влаги и с целью понижения уровня грунтовых вод, необходимо устраивать дренажи различного типа, как горизонтальные, так и вертикальные, отличающиеся по конструкции и применяемым материалам. Дренажи позволяют повысить несущие свойства грунтов в основании дорожно-транспортных сооружений. В статье приведены и проанализированы принципы работы систем водоотвода, что позволило сделать вывод о том, что существующие фильтры дренажей имеют различного рода недостатки и нуждаются в совершенствовании. В процессе теоретических и экспериментальных исследований предложены рекомендации для повышения эффективности работы системы водоотвода, а также её конструкция и способ устройства. В настоящее время различные геосинтетические материалы эффективно применяются в качестве дрен и фильтров при выполнении строительных работ в дополнение или взамен традиционных материалов. Кроме того, их значительно проще укладывать в полевых условиях и зачастую они более экономичны в ситуациях, когда доступные зернистые материалы не удовлетворяют проектным требованиям. Экспериментально подтверждена эффективность предложенной конструкции из перфорированной дренажной трубы и щебня в обойме между слоями геоматериала, позволяющая достичь максимальной фильтрующей способности работающих совместно дискретного материала и геотекстиля.
Ключевые слова: трубофильтр, дренажная система, нетканый геотекстиль, дренажная труба, фильтрация, водопроницаемость, поверхностная плотность, жизненный цикл сооружение, кольцевая жёсткость
05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей , 05.23.19 - Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства
В статье проанализирована аварийность в г. Хабаровске за 2011-2021 гг., определены показатели тяжести происшествий, тяжести последствий и социальный риск. Рассмотрены нормативные документы, которые регулируют размещения рекламных конструкций в Российской Федерации. Приведены данные опроса общественного мнения о влияния рекламных конструкций на безопасность дорожного движения в г. Хабаровске. Определено, методом топографического анализа, количество рекламных конструкций, которые следует демонтировать в г. Хабаровске согласно п. 5.1 ГОСТ 33027-2014. Для проведения топографического анализа была создана геоинформационная модель в программном комплексе Qgis, которая объединила в себе данные о местах концентрации ДТП в городе Хабаровске за 2021 г. и данные о местах размещения рекламных конструкций в одной системе координат.
Ключевые слова: рекламные конструкции, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, аварийность, очаг аварийности, социальный риск
05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей , 05.23.22 - Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
Автозимниками представляют из себя зимние дороги, которые носят временный характер и их возведение происходит непосредственно из снежного покрова. Комплексное строительство дорог с применением оптимизаций, созданных для временной и экономической эффективности, повышения качества конечного результата, позволит увеличивать эффективность принятых решений при строительстве зимников. Повышение эффективности детальных факторов при строительстве зимних дорог, которые оказывают воздействие на результат дальнейшей работы календарного строительства, позволит прийти к более быстрой доставке материалов, персонала и оборудования на труднодоступные объекты, в рамках условий Крайнего Севера. Зимники являются наиболее выгодными решениями в условиях тундры, поскольку способ использования воздушного транспорта для доставки материалов оборудования и рабочих является экономически невыгодным и менее безопасным. Поэтому своевременное строительство зимников так важно для отдаленных регионов.
Ключевые слова: автодорога, дорога, строительство, зимнее строительство, автозимник, «Полярный слон», дорожное строительство, сезонное строительство, оптимизация, эффективность
05.23.08 - Технология и организация строительства , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Строительство автозимников в Российской Федерации обусловлено географическим положением и климатическими особенностями. Большинство территорий расположено в неблагоприятных климатических зонах, а также есть населенные пункты, доступность к которым возможно реализовать посредством временных автомобильных дорог. Процесс возведения таких инженерных сооружений дорог и трудозатратен. Для того, чтобы снизить затраты, необходимо модернизировать технологии и наземные транспортно-технологические средства. Предлагаемая комбинированная машина на базе автомобиля КамАЗ, является техническим решением, позволяющим сократить время и стоимость возведения автозимников. В статье рассмотрена конфигурация узлов и агрегатов модернизированной машины для строительства автозимников на базе КамАЗ, а также проведен расчет мощностного баланса.
Ключевые слова: автозимник, плавление, техника, источник мощности, потребители, баланс, универсальность, экономия, применение, рабочие узлы
05.05.04 - Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В работе представлена классификация основных причинно-следственных аспектов возникновения катастроф большепролетных мостовых сооружений, данная с элементами анализа фактических примеров разрушения конструкций различного типа. Также описаны инновационные разработки, применимые в исследуемой области.
Ключевые слова: усталостное разрушение, мост, большепролетный мост, отказ конструкций, разрушение мостовых конструкций, авария в строительстве, резонанс, износ, аэродинамика мостовых конструкций, балка жесткости, болтовое соединение
, 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
в работе представлена систематизация основных методов повышения жесткости и устойчивости мостовых сооружений вантового и висячего типов, данная в совокупности с анализом введенных в эксплуатацию объектов. Также описаны инновационные разработки, применимые в исследуемой области.
Ключевые слова: транспортное сооружение, мост, вантовый мост, висячий мост, мостостроение, вант, пилон, жесткость мостовой конструкции, устойчивость мостовой конструкции, эксплуатационная безопасность моста, аэродинамика моста
Статья посвящена проблемам обеспечения безопасности дорожного движения. В данной статье озвучиваются ряд причин возникновения аварий на автомобильных дорогах. В статье рассматриваются вопросы влияния психофизиологических особенностей водителей на возникновение дорожно- транспортных происшествий. Особое внимание уделено тому, что использование сотовых телефонов водителями (не смотря на запрещение правилами дорожного движения), а также всевозможные рекламные материалы в поле зрения водителей не способствуют концентрации внимания на процессе вождения. Также в статье затронуты вопросы повышения безопасности пешеходов, как участников дорожного движения. В статье исследуется взаимосвязь между дорожными условиями и безопасностью дорожного движения. Отмечается тот факт, причины неблагоприятного влияния дорожных условий могут быть явными и скрытыми. В статье анализируется сложившаяся практика проектирования автомобильных дорог. Данная практика, в должной мере, не учитывает требований ландшафтного проектирования дорог. Которые, в свою очередь, хоть и прописаны в своде правил, но носят рекомендательный характер. Также в статье затронуты вопросы использования минимальных параметров автомобильных дорог при ее проектировании.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно- транспортные происшествие,автомобильная дорога, проектирование дорог,водитель, пешеход, состояние дороги, дорожные условия, интенсивность движения, содержание дороги, ландшафтное проектирование дорог
Пористый бетон является новым видом бетонов с высокой проницаемостью водных потоков. Целесообразно использовать данный вид бетона в дорожном строительстве для устройства зон фильтрации. Это позволит удалить воду с проезжей части дорог, особенно в местах отсутствия ливневой канализации. Инфильтрация водных потоков через бетонные покрытия тротуаров способствует быстрому их удалению с поверхности, снижению скользкости и аква планирования. Использование крупнопористого бетона позволит минимизировать затопление автопарковок и дорожного полотна. Результаты исследования подтверждают, что водопроницаемые бетонные поверхности стабильно функционируют с течением времени и не заиливаются песком и грунтом.
Ключевые слова: пористый бетон, водопроницаемая поверхность, фильтрация, ливневая канализация, вода
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В статье рассматривается использование армированных волокон полимеров (FRP) в архитектурном и конструкционном проектировании мостов на примере сооружений в Нидерландах. Представлена химическая структура этого материала. Дана краткая историческая справка применения композитных материалов, проведен сравнительный анализ сооружений из нового строительного материала и традиционного. Предложены варианты конструктивных решений для мостостроения нового поколения: ручное ламинирование, сборка из пултрузионных профилей, устройство мостовых настилов и несущего равномерного настила.
Ключевые слова: биокомпозиты, биосмолы, композитные материалы, ламинирование, монококовые сооружения, мостовой настил, мостостроение, пултрузионный профиль
В работе рассмотрен существующий анализ дорожного движения на перекрестке просп. Ленина – ул. Королева. Предложена новая схема организации дорожного движения на перекрестке, проведен расчет свето-форного цикла, с учетом введения новых светофорных объектов. Результаты исследований позволят решить ряд проблем автодорожного комплекса города Донецка по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них, приведение технических параметров и уровня инженерного оснащения дорог в соответствие с достигнутыми размерами интенсивности движения. Статья опубликована в рамках реализации программы Международного Форума «Победный май 1945 года.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, организация дорожного движения на пересечении, светофорное регулирование дорожного движения
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В работе рассмотрен существующий анализ дорожного движения на перекрестке просп. Ленина – ул. Максима Горького. Предложена новая схема организации дорожного движения на перекрестке, проведен расчет свето-форного цикла, с учетом введения новых светофорных объектов. Результаты исследований позволят решить ряд проблем автодорожного комплекса города Донецка по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них, приведение технических параметров и уровня инженерного оснащения дорог в соответствие с достигнутыми размерами интенсивности движения. Статья опубликована в рамках реализации программы Международного Форума «Победный май 1945 года»
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, организация дорожного движения на пересечении, светофорное регулирование дорожного движения
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В статье рассматривается проблема пешеходных переходов и загруженность автомобильных магистралей города Волгограда. Описана сложившаяся ситуация на магистралях и способы решения устранения заторов на дороге. Автомобильный поток условно был подразделен на 3 категории: транзитный, транзитный относительно центра и автомобильный поток, движущийся в центр. Изучен вопрос о безопасности пешеходов на дороге, так как, исключая пешеходов с перекрестка повышается их безопасность. В результате проведенного исследования и анализа всех ранее реализованных мероприятий было предложено строительство подземных пешеходных тоннелей. Было рассмотрено несколько вариантов тоннельных переходов. Анализ сложившейся транспортной ситуации позволил выявить наиболее загруженные места в центре города. Отмечено, что строительство подземных переходов решит проблему движения автотранспорта в центре города и безопасности пешеходов, также город получит новые подземные пространства.
Ключевые слова: автомобильный поток, магистраль, тоннельный переход, транзитный транспорт, проезжая часть, безопасность, дорожное движение
В данной статье описана апробация датчика влажности в реальных условиях эксплуатации автомобильной дороги. Авторами разработана защитная конструкция датчиков влажности, соответствующая требованиям для их закладки в земляное полотно, разработан мобильный переносной считыватель данных. Представлена технология калибровки, тарировки и закладки датчиков в грунт земляного полотна. Проведен анализ данных полученных после тарировки датчиков.
Ключевые слова: грунт, земляное полотно, мониторинг влажности в условиях эксплуатации дороги, датчики влажности
05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Основной целью данной работы является определения оптимальных режимов работы вибрационных катков, которые способствуют эффективному уплотнению песчаных грунтов. Актуальность статьи обусловлена необходимостью применения различных методов работы вибрационных катков при уплотнении песчаных грунтов с учетом постоянно изменяющихся условий. В статье выявлены зависимости основных показателей при производстве работ по уплотнению: скорости катка при уплотнении, веса катка, толщины уплотняемого слоя грунта и количества проходок. Практическая значимость заключается в возможности определения оптимальных режимов работы различных вибрационных катков при уплотнении песчаных грунтов, что позволит определить наиболее производительные и экономически целесообразные параметры их применения.
Ключевые слова: уплотнение, эффективность уплотнения, вибрационный каток, песчаный грунт, толщина уплотняемого слоя
При строительстве и использовании при этом программных технологий, в том числе и автомобильных дорог, используют технологии ГИС и САПР. Для работы с атрибутивной информацией можем использовать и технологии без данных. ГИС используется для управления большим количеством разномасштабной информации по строительству, реконструкции и т.д. Любое строительство состоит из нескольких этапов,в том числе и строительство автодорог, начиная, как мы видим с планирования, затем проектирования и согласования объектов и сдачи его в эксплуатацию. ГИС при строительстве рассматривается в комплексе со всеми этапами., при чем сначала проводят анализ расположения объекта на карте. ГИС при строительстве является одной из важнейших звеньев в общей системе планирования.
Ключевые слова: строительство, геоинформационные системы, реконструкция, управление, этапы, планирование, оцифровка, маршрут , объекты, автомобильная дорога
Строительство и ремонт дорожной сети с учетом использования новых материалов, техники и соответственно технологий ставит вопрос о совершенствовании системы управления методами выполнения работ и целенаправленном использовании машин дорожно-строительного комплекса. Построенные алгоритмы за постоянным контролем и управлением выполнения работ на объектах опираются на методы распознавания образов и знаков. Данная система управления отслеживает и контролирует движение строительной техники и функциональные операции, выполняемые рабочими органами дорожно-строительных машин в реальном времени. Поиск и выбор оптимальных алгоритмов решения, как управленческих, так и производственных задач базируется на решении задач в условиях неопределенного факторного пространства и на основе экономического обоснования. Основным критерием продвижения автоматизации производства является экономическая целесообразность.
Ключевые слова: комплексная механизация и автоматизация дорожно-строительных работ, системы автоматизированного управления, распознавания образов, 3D модель, информационные системы, неопределенность, факторное пространство, конструктивные слои, дорожное полотно, автогрей
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Разрабатываемая техника создается для увеличения экономии средств при строительстве автозимников, улучшения качества временных зимних автодорог, а также для более быстрого и удобного их возведения. Данная техника заменяет при строительстве автозимников две машины.
Ключевые слова: автозимник, плавление, комбинирование, универсальность, инновация, снегоплавильный агрегат, экономия, применение, конструкция, методы
05.23.08 - Технология и организация строительства , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Разрабатываемый вариант плужного снегоочистительного отвала создается для того чтобы повысить производительность одной единицы техники при расчистке снега на широких улицах и сохранить при этом беспрепятственное перемещение в плотном потоке машин, а так же применение техники на узких улицах
Ключевые слова: расчистка, производительность, складывание, трассы, КамАЗ, транспортировка, затраты, площадь, скорость, снег
В статье рассматривается проблема функционального состояния мостового парка в России. Приведена статистика количества мостов, вновь построенных мостов. Акцентируется внимание на несоответствии старых мостов современной нормативным требованиям по безопасности, грузоподъемности, пропускной способности. Отмечено об актуальности паводкового воздействия на мосты и дороги. Приведены примеры аварий мостовых сооружений от воздействия водного потока: осадка, крен опор и устоев, размыв насыпи подхода. Рассматривается воздействие нормативного водного потока, а так же предлагается анализировать воздействие сверхнормативного потока, возникающего от максимального уровня розлива. Представлены результаты расчетов, по которым выполнены сравнения различных подходов на определение глубины размыва русла.
Ключевые слова: мостовые сооружения, паводковое воздействие, безопасность, разрушение мостов, нормативные документы, глубина размыва, водный поток
В статье рассматривается один из символов города Волгограда – Астраханский мост. Описана история создания и технические характеристики моста через реку Царица. В результате проведенного обследования выявлены дефекты мостового сооружения. Анализ обнаруженных разрушений позволил оценить их влияние на долговечность и грузоподъемность сооружения, а также определить ответственных за их возникновение. Отмечено, что оттягивание ремонтных работ ухудшает состояние моста.
Ключевые слова: мост, символ города, пролетное строение, плита проезжей части, дефекты, арка, система моста, несущие конструкции, долговечность, грузоподъемность
В работе авторами представлена методика оценки коэффициента продольного сцепления автотранспортных средств с покрытием автомобильных дорог на подходах к железнодорожным переездам. Особенностью методики является возможность использования в качестве входных данных при оценке сцепных качеств покрытий автомобильных дорог, большого количества переменных характеризующих как движущиеся автотранспортные средства, так и покрытие автомобильных дорог в совокупности с погодно-климатическими факторами. Многофакторная оценка коэффициента сцепления на подходах к железнодорожным переездам способствовует повышению безопасности движения на пересечениях с железнодорожными путями в рамках разработки системы управления содержанием автомобильных дорог.
Ключевые слова: коэффициент сцепления, железнодорожный переезд, содержание дорожного покрытия, нечеткое дерево решений
05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В работе рассмотрено применение асфальтогранулята в качестве основного компонента холодной органоминеральной смеси предназначенной для ямочного ремонта городских улиц и дорог в период межсезонья. Дается общая характеристика смесей и входящих в них компонентов, приводятся плюсы и минусы, а также возможность их применения. В качестве порошкообразного эмульгатора и активатора рекомендовано применять известьсодержащий отход (гидрат окиси кальция) химической промышленности.
Ключевые слова: органоминеральная смесь, асфальтогранулят, асфальтобетон, дорожное строительство, вяжущее, известьсодержащие отходы
05.23.05 - Строительные материалы и изделия , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей