ivdon3@bk.ru
Проведен анализ факторов, влияющие на ресурс работы элементов трансмиссии автомобиля. Проведена оценка влияния режимов работы автомобиля на надежность и долговечность деталей коробки передач. Рассмотрены современные способы смазки элементов трансмиссии ав-томобиля. Предложен метод повышения эффективности смазки узлов трения, за счёт использования электрического поля и образования дипольных структур смазочного материала на поверхностях трения. Статья опубликована в рамках реализации программы Международного Форума «Победный май 1945 года.
Ключевые слова: коробка передач, трансмиссия, способы смазки, конструкция, режим работы, ионизация, смазочный материал
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
Предложено комбинированное устройство для оценки качества моторных масел. Для повышения информативности выходных данных в устройстве используются оптический метод анализа загрязнённости моторных масел и метод оценки загрязненности по изменению диэлектрической проницаемости.
Ключевые слова: смазочный материал, оптико-электронное устройство, двигатель внутреннего сгорания, моторное масло, метод анализа загрязнённости, оптический метод контроля, диэлектрическая проницаемость
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.05 - Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления
Предлагается методика улучшения качества дистанционной диагностики автомобилей. Данный способ дает возможность узнать в реальном масштабе и в реальном времени информацию о состоянии функциональных узлов автомобиля, тем самым оценивая ее техническое состояние.
Ключевые слова: дистанционная диагностика, автомобильный сервис, автомобиль
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий
Применение маломощных терморезисторов в составе пусковых устройств требует наличия промежуточной аппаратуры и различных компонентов, что значительно снижает надежность аппаратуры. Увеличение токов, протекающих через пускорегулирующие устройства, упрощает электрические схемы управления и регулирования. Для использования терморезисторов в цепях с большими токами необходимо использовать особые конструкции, с целью недопущения перегрева материала терморезистора. В статье приведены конструктивные особенности исполнения полупроводниковых поликристаллических термозависимых сопротивлений. Даны алгоритмы для синтеза пусковых реостатов. Приведены зависимости, характеризующие различные пусковые модели.
Ключевые слова: пполупроводниковые термосопротивления, модели пусковых токов, обобщенные токовые характеристики
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.12.04 - Радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения
Предлагается метод расчета гамма-процентного усталостного ресурса стрелы одноковшового экскаватора. С помощью этого метода можно наиболее точно определить распределения крайних членов выборок и соответствующих сдвигов распределения Вейбулла. Было выявлено, что производить расчет по сдвигам не обязательно, можно воспользоваться только крайними членами выборок.
Ключевые слова: надежность, вероятность, ресурс, выборка, экскаватор
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий
Проведен краткий анализ пусковых процессов электротехнических устройств, в том числе в автономных системах ограниченной мощности. Рассмотрен и сформулирован ряд ограничений, от которых зависит характер процессов пуска электроустановок с помощью терморезисторных реостатов. Приведены графические зависимости, характеризующие различные пусковые модели. Даны рекомендации для формирования оптимальных пусковых процессов с помощью реостатов, построенных на полупроводниковых поликристаллических терморезисторах.
Ключевые слова: полупроводниковое термосопротивление, электроустановка, пусковой ток, модель пуска, пусковой реостат, динамика пускового процесса
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.12.04 - Радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения
Одной из проблем машиностроения является определение и измерение геометрической формы крупногабаритных деталей машин и механизмов, которые достаточно часто являются телами вращения. Подобные детали используются с высокой интенсивностью в соединениях барабанного типа. Поэтому требуется диагностика деталей для определения возможности их дальнейшего использования. Одним из критериев при этом выступает форма поверхности детали и ее отклонение от нормативных значений. В рамках данной статьи рассматриваются некоторые аспекты метода оценки формы крупногабаритных тел вращения, позволяющего выполнять измерения с высокой точностью, для деталей сколь угодно больших габаритов.
Ключевые слова: крупногабаритные детали, крупногабаритные кольца, отклонения от круглости, тело вращения
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Проведен анализ режимов уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды. Разработаны рекомендации по совершенствованию режимов уплотнения вибрационными катками.
Ключевые слова: уплотнение, вибрация
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В статье рассмотрены современные проблемы движения транспорта в Волгограде. Приведены результаты исследования основных характеристик транспортных потоков на наиболее загруженных участках улично-дорожной сети и состояния организации работы маршрутов общественного транспорта г. Волгограда. Изложены возможные направления повышения пропускной способности улично-дорожной сети и скорости движения транспортных потоков
Ключевые слова: улично-дорожная сеть, транспортный поток, пропускная способность, городской пассажирский транспорт, координированное светофорное регулирование, интеллектуальные транспортные системы
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Обосновывается необходимость учета факторов тумана и дождя при разработке подвижных роботизированных платформ и исследования численных параметров тумана и условий его возникновения. Приведен вид общий тормозной системы и принцип осушения ее посредством периодического трения тормозной колодки о диск колеса. Разработана схема устройства управления тормозной системой на микроконтроллере и датчиках контролирующих условия возникновения тумана и дождя, дана оценка надежности этого устройства. В приведенном алгоритме работы устройства управления учтены условия возникновения тумана и требования к параметрам датчиков. Алгоритм необходим для создания программного комплекса подвижной роботизированной платформы.
Ключевые слова: подвижные роботизированные платформы, туман, тормозная система, микроконтроллер, датчики, устройство управления, программный комплекс
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Статья посвящена актуальным проблемам повышения эффективности двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности повышению их КПД и снижению уровня выброса вредных веществ в атмосферу. В настоящее время ДВС широко применяются на транспорте, прежде всего, автомобильном. В статье предлагается повысить КПД двигателя за счёт применения роторно – лопастной его конструкции. Это даёт возможность отказаться от кривошипно – шатунного механизма и, соответственно, трения в нём, задав изначально рабочим лопастям вращательное движение. Такая конструкция устойчива к детонации горючей смеси, позволяет увеличить степень сжатия и применить впрыск в сжатую горючую смесь 3÷8% водорода, что повышает температуру рабочих газов, оптимизирует процесс горения и снижает объём вредных для экологии составляющих в выхлопных газах.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, двигатель внутреннего сгорания, повышение эффективности, снижение доли вредных для экологии в выхлопных газах
01.04.17 - Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества , 05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения
В статье рассмотрены факторы, определяющие эффективность применения комбайновой технологии строительства транспортных тоннелей. Поскольку одним из факторов, сдерживающих рост скорости проведения тоннелей, является нагребающая часть комбайна, в статье выполнен анализ факторов, влияющих на эффективностьпогрузки. Рассмотрен стохастический характер взаимодействия с разрушенной горной массой. Выполнен анализ разработанных подходов к определению производительности и нагрузок исполнительного органа с нагребающими лапами со штабелем разрушенной горной массы. Проанализировано влияние формы частиц погружаемого материала и геометрических соотношений погрузочного органа и средней крупности частиц материала. Выявлено, что степень влияния формы частиц не превышает статистических погрешностей, возникающих при исследовании процесса погрузки крупнокусковой горной массы, а геометрические соотношения оказывают существенное влияние на нагрузки и производительность. При определении нагрузок предлагается применять модель с учетом коэффициента линейных пропорций, а для расчета производительности нагребающей части необходимо применять модель, учитывающую влияние активного объема на формирование выходных характеристик системы. С учетом влияния описанных факторов, расчетное значение производительности и нагрузок возрастает по сравнению с обобщенными моделями, что подтверждает целесообразность применения описанных зависимостей.
Ключевые слова: Проходка тоннелей, факторы формирования производительности, проходческие комбайны избирательного действия, коэффициент формы, коэффициент линейных пропорций, активный объем
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Предложен способ синтеза траектории движения механизма манипулятора, на основе использования области, задающей разрешенные конфигурации в пространстве обобщенных координат. Исследовано соответствие точек пространства положений выходного звена и конфигурационного пространства.
Ключевые слова: синтез движений роботов, конфигурационное пространство, запретные зоны, интеллектуальные системы управления роботами
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Приведены результаты компьютерного моделирования режима холостого хода электромеханического расщепителя фаз на базе трехфазного асинхронного двигателя типа НВА-55 с короткозамкнутой беличьей клеткой ротора. Моделирование выполнено на основе ранее проведенных исследований вспомогательного электропривода электровозов переменного тока. Эти исследования включали: разработку математической модели трехфазной асинхронной электрической машины, пригодной для описания динамики электромагнитных, электромеханических и тепловых процессов в условиях несимметрии напряжения источника питания, а также неодинаковости параметров фаз машины; разработку компьютерных моделей различных схем вспомогательного электропривода электровозов, имеющих в своем составе математическую модель асинхронного двигателя. Продемонстрировано, что выбранная математическая модель асинхронной электрической машины позволяет адекватно описать процесс расщепления фаз: преобразования однофазного переменного напряжения в трехфазное.
Ключевые слова: асинхронный двигатель, математическая модель, электромеханический расщепитель фаз, режим холостого хода, электровоз переменного тока, вспомогательный электропривод, рабочая емкость, пусковая емкость, ротор, фаза обмотки статора
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В работе определены максимальные значения параметров задающих проекции угла сервиса андроидного робота реализацией мгновенных состояний исполнительного механизма руки и туловища, при которых обеспечена заданная точность позиционирования центра выходного звена.
Ключевые слова: мгновенные состояния механизмов манипуляторов, виртуальное моделирование движений, угол сервиса, андроидные роботы
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
В работе проанализировано влияние формы выступа и его расположения на поверхности радиатора на температуру источника тепла. На основе теоретического анализа было показано, что штыри, ребра, петли и прочие выступы, присутствующие на поверхности радиатора, не увеличивают его теплоотводящей поверхности и не понижают температуру на теплонагруженном источнике. Данные конструкции лишь создают вблизи боковых поверхностей быстро убывающие дипольные, квадрупольные и прочие составляющие поля, которые не способствуют отвода тепла от источника, а создают циркулирующие потоки.
Ключевые слова: радиатор, форма выступа, теплопроводность, тепловой режим аппаратуры, температура источника тепла
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.23.03 - Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение
Приведены результаты производственных исследований надежности горнопроходческих комбайнов КП21, производства ОАО «Копейский машиностроительный завод» условиях шахты «Алмазная» УК «Гуковуголь» при проведении подготовительных выработок сечением до 16 м2 с крепостью вмещающих пород до 7 ед. по шкале проф. М.М.Протодьяконова. Полученные данные позволили определить среднюю наработку до отказа, а также перечень деталей и узлов, оказывающих наибольшее влияние на надежность комбайна. Обработка результатов исследований надежности позволила вы-числить числовые характеристики эмпирического распределения, которые аналогичны числовым характеристикам случайно величины: математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и т.д.
Ключевые слова: горнопроходческий комбайн избирательного действия, надежность, наработка до отказа
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В статье приведена методика моделирования работы погрузочной машины на основе метода статистических испытаний и рассмотрен способ определения текущих удельных затрат, связанных с эксплуатацией погрузочной машины известной конструкции и постановкой задач по их совершенствованию. Моделирование процесса работы погрузочной машины преследует цель определять удельные затраты потребителя при эксплуатации машины с учетом случайного потока отказов и восстановления работоспособного состояния отдельных узлов и частей машины на любой момент отработки ресурса, с возможностью принятия решения об эффективности применения конкретной конструкции машины, а также с возможностью прогнозирования ожидаемых показателей надежности и оптимальных сроков эксплуатации. Приведены исходные данные и результаты сопоставительного анализа затрат потребителя при эксплуатации серийной машины 2ПНБ2 и нового образца машины МПНК.
Ключевые слова: моделирование, метод статистических испытаний, удельные затраты, шахтные погрузочные машины
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В статье рассмотрена математическая модель ШД. Анализ математической модели показал наличие колебательности импульсной характеристики, вследствие чего требуется резервировать длительность управляющих импульсов. В работе приводится пример реализации алгоритма вычисления минимального времени одного такта работы шагового двигателя. Результаты проведенных исследований могут быть использованы в системе управления ШД с целью увеличения скорости работы, а также уменьшения энергопотребления, связанного с управлением ШД.
Ключевые слова: шаговый двигатель, математическая модель, передаточная функция, коэффициент затухания, дифференциальное уравнение, рекуррентное решение, итерационное решение
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.05 - Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Производительность гальванического осаждения зависит от величины потенциала катода и анода; от концентрации компонентов электролита около поверхности осаждения (катода); от равномерности доставки и рассредоточения ионов металла на поверхности осаждения; от количества активных участков катода; от характера пассивации катода; от температуры электролита и от скорости движения электролита в прикатодном пространстве. Пассивная пленка препятствует росту предельной плотности катодного тока, при которой возможно получение качественного гальванического покрытия. Механическое устранение пассивной пленки с поверхности катода (активация) во время осаждения покрытия облегчает процесс электрокристаллизации и формирования слоя металла, обеспечивает повышение равномерности получаемого слоя металла и его микротвердости, а также будет предотвращать активное образование локальных участков роста дендритов при высоких плотностях тока.
Ключевые слова: пассивная пленка, адсорбция, производительность осаждения, электрокристаллизация, механическая активация, кристаллическая решетка
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.17.03 - Технология электрохимических процессов и защита от коррозии , 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта
По частотным характеристикам колебательной системы прямого подвеса безредукторного лифта проведен анализ поведения системы в зависимости от точки генерации возмущения. Показано, что поведение колебательной системы существенно зависит от места происхождения возмущения: со стороны кабины лифта, или со стороны канатоведущего шкива. В зависимости от точки генерации возмущения система прямого подвеса безредукторного лифта может носить «резонансный» или «индуктивный» характер.
Ключевые слова: возмущение, груз, лифт, лебедка, канатоведущий шкив, комфорт, привод, система
Гальваномеханическое осаждение покрытий является наиболее перспективным способом восстановления деталей машин среди остальных гальванических способов. Достоинствами гальваномеханических способов осаждения считают возможность роста производительности за счет резкого повышения катодной плотности тока, удаления пассивирующей пленки и предотвращения дендритообразования на катоде. Одним из недостатков существующих устройств для реализации гальваномеханического осаждения является снижение режущей способности абразива активирующих элементов из-за возникновения эффекта «засаливания» рабочей поверхности, то есть заполнения поверхности абразива продуктами резания при активации катодной поверхности. Предлагаемое устройство, разработанное Захаровым Ю.А. и Спицыным И.А., лишено такого недостатка ввиду применения активирующих элементов в виде ведущих и ведомых абразивных роликов, связанных ременной передачей.
Ключевые слова: восстановление, осаждение покрытий, проточно-контактное осаждение, гальваномеханическое осаждение
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.17.03 - Технология электрохимических процессов и защита от коррозии , 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта
В статье представлена методика проведения паспортизации вышедших из строя деталей неподвижных сопряжений на примере исследования корпусных деталей (коробок передач, раздаточных коробок, мостов) автомобиля по техническому состоянию посадочных мест под подшипники. Показано, что большинство картеров коробок передач, раздаточных коробок, мостов поступают в ремонт с плюсовыми отклонениями диаметра посадочных отверстий.
Ключевые слова: дефект, автомобиль, сопряжение, паспортизация, предельное отклонение, посадочное место, подшипник, техническое состояние
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения
Предложен метод лазерной диагностики динамической формы ротора гидрогенератора для измерения боя вала с определением траектории оси вращения вала, позволяющий проводить прямые измерения геометрии быстро движущейся поверхности ротора гидроагрегата в реальном времени с высокой точностью без вмешательства в конструкцию генератора.
Ключевые слова: лазерная диагностика, бой вала, гидрогенератор, триангулярный датчик, траектория оси вращения, геометрия поверхности ротора
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.27.01 - Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника на квантовых эффектах
В работе приводится метод формирования точного автомодельного решения задачи гидродинамического расчета упругодеформируемого радиального подшипника конечной длины, работающего на слоистом смазочном материале при осевой подаче смазки. На основе уравнения движения вязкой несжимаемой жидкости, уравнения неразрывности и уравнений Ламе для случая «тонкого слоя» найдено поле скоростей и давлений, получены аналитические выражения для компонентов поддерживающей силы, силы трения и силы сопротивления осевому движению смазочного материала. Получены аналитические выражения для расходов смазочного материала в осевом направлении. Дана оценка параметров, характеризующих вязкостное отношение слоев, адаптированный профиль и деформацию упругого слоя на основные рабочие характеристики подшипника. Установлены наиболее рациональные по несущей способности, силе трения и расходу смазочного материала значения указанных параметров.
Ключевые слова: радиальный подшипник, несущая способность, стратифицированное течение